Новый закон о региональных инвестиционных проектах и статус ТОСЭР на территории моногорода Пикалево помогут Ленобласти сохранить конкурентоспособность в борьбе за инвестора.
Поитогам 2018 года Ленинградская область привлекла инвестиций наобщую сумму 470 млрдруб., тоесть около 44% ВРП было сформировано именно засчет инвестиций. «Это один измировых уровней, это уровень Китая, который нам всем ставят впример»,— отмечал вдокладе одеятельности правительства глава региона Александр Дрозденко. Рост объема инвестиций вреальном выражении составил26,8% посравнению с2017 годом, при этом положительная динамика отмечалась ив предыдущие годы. 60% инвестиций приходится наинфраструктурные объекты. Крупнейшими инвесторами врегионе выступают ООО«Криогаз-Высоцк», ЛенинградскаяАЭС, «ЕвроХим», «Филип Моррис Ижора», агрофирма «Выборжец», ООО«Нокиан Тайерс», «Кнауф Петроборд», «Газпром нефть», «ФосАгро» идр.
Поитогам оценки эффективности деятельности региональных органов власти субъектов подостижению высоких темпов роста экономического (налогового) потенциала за2017год, проведенной МинэкономразвитияРФ, Ленобласть оказалась напятом месте среди всех субъектовРФ, ав марте 2019 года министерство признало регион лидером покачеству проводимой инвестиционной политики. С2014 года вобласти действует региональный инвестиционный стандарт.
Воснове инвестиционной активности региона лежат нетолько выгодное географическое положение, развитая инфраструктура иналичие квалифицированных кадров, нои обширная система налоговых льгот.Так, для инвесторов, готовых вложить впромышленное производство неменее 50млнруб., предусмотрено прогрессивное пакетное решение, позволяющее одновременно получить налоговые льготы ина прибыль, ина имущество. Особый набор налоговых льгот действует натерритории опережающего социально-экономического развития«Пикалево».
Инвестиционная реформа
Сейчас врамках областного закона 113-оз «О режиме государственной поддержки организаций…» для инвесторов, вкладывающих неменее 300 млнруб., ставка налога наприбыль может быть снижена с20 до13,5%. Однако с2023 года всвязи сизменением федерального законодательства регионы больше несмогут устанавливать новые льготы поналогу наприбыль организаций, исключение предусмотрено лишь для специальных инвестиционных контрактов (СПИК), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) ирегиональных инвестиционных проектов (РИП).
Такое ограничение выглядит вполне разумным, полагает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имениГ.В. Плеханова Константин Ордов. «Меры поддержки ввиде льгот способны исказить конкурентную среду, поэтому такой инструмент целесообразно использовать невеерно, аочень взвешенно»,— говорит эксперт.
«Запрет наустановление регионами пониженной ставки поналогу наприбыль организаций может стать мерой регулирующего воздействия, переориентирующей инвестиционную политику субъектов РФв сторону активизации мер посозданию иных благоприятных для инвестора режимов— территории опережающего развития, специальный инвестиционный контракт, региональный инвестиционный проект»,— отмечает доцент кафедры государственного имуниципального управления РЭУ имениГ.В. Плеханова. Максим Соколов.
Механизм РИП изначально создавался для стимулирования инвестиционной политики наДальнем Востоке, ас 2017 года был распространен ина другие субъектыРФ. Соответствующий статус может получить проект, направленный напроизводство товаров (за исключением добычи итранспортировки нефти игаза ивыпуска подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей имотоциклов).
Однако законодательство Ленобласти такого инструмента непредусматривало. Поэтому вноябре 2019 года Законодательное собрание области приняло новый закон «О мерах стимулирования при реализации региональных инвестиционных проектов натерритории Ленинградской области». Онпредусматривает создание нового механизма налоговой поддержки инвестиций, имеющих статус региональных инвестиционных проектов. Таким инвесторам предлагается снизитьдо 10% ставку налога наприбыль организаций, подлежащего зачислению врегиональный бюджет, атакже освободить ихотуплаты налога наимущество организаций.
Получить льготы смогут компании, вложившие вРИП от50 млнруб. (взамен нижней границы в300 млнруб., предусмотренной прежней системой льгот). При этом доходы отреализации товаров, произведенных врезультате реализацииРИП, должны составлять неменее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы поналогу наприбыль. Это означает, что среди инвестиционных проектов будут преобладать новые производства.
«РИП является для региональных властей инструментом, обеспечивающим активизацию производственной деятельности, насыщения рынка товарами, атакже управления иконтроля объемами капвложений всоответствии синвестиционной декларацией. Таким образом, мыможем наблюдать трансформацию механизмов государственной налоговой иинвестиционной политики всторону более точечного воздействия наинвесторов ипредпринимателей, что вперспективе может стать весьма эффективным»,— говорит Максим Соколов.
Льготы будут действовать смомента получения первой операционной прибыли доналогового периода, вкотором экономия отприменения налоговых льгот непревысит объем инвестиций. При этом для инвестиционных проектов от50 млн до500 млнруб. срок действия льгот составит неболее четырехлет, апри инвестициях свыше 500 млнруб.— неболее шестилет.
«По федеральному законодательству мыРИПдолжны предоставлять только льготу поналогу наприбыль. Мыединственный субъект России, где предусмотрены налоговые льготы наимущество наодинаковый срок сольготами поналогу наприбыль. Для инвесторов наначальном этапе реализации проекта преференции поимуществу зачастую важнее»,— отмечал заместитель председателя правительства Ленобласти поэкономике иинвестициям Дмитрий Ялов. Вобластной администрации уверены, что новый закон позволит нетолько усовершенствовать регулирование господдержки инвесторов, нои будет способствовать сохранению конкурентоспособности региона вборьбе заинвестора.
Благодаря налоговым льготам повышается рентабельность бизнеса, амногие инвесторы использует эти средства для повторных вложений. Наиболее яркий пример— компания «Нокиан Тайерс». В2011 году всвязи ссозданием завода попроизводству автомобильных шин компании иее торговому дому предоставлялись инвестиционные льготы исубсидии накомпенсацию затрат всвязи спроизводством иреализацией продукции. Эти меры повлияли нарешение «Нокиан Тайерс» продолжить инвестиционную деятельность ивложить в2018 году еще 4млрдруб. вразвитие завода. Такие дополнительные инвестиции позволили самой компании повысить свою эффективность, аЛенинградская область получила дополнительные 90рабочих мест и670 млнруб. налоговых поступлений ежегодно.
Инструмент РИП прогрессивен исложен вреализации, отмечает Константин Ордов. «То, что было хорошо водном регионе, совсем негарантирует аналогичную эффективность для другого, принимая вовнимание объем финансирования иуровень административного сопровождения, который мынаблюдали наДальнем Востоке. Налоговые льготы приятны, ноглавным является доходность бизнеса»,— говорит эксперт.
Льготы сопережением
Помимо инвесторов состатусом РИП область сохранит возможность предоставлять пониженную ставку поналогу наприбыль резидентам ТОСЭР «Пикалево», созданной вмарте 2018 года. Засчет существенных налоговых льгот эта территория рассматривается восновном под размещение проектов компаниями, относящимися кмалому исреднему бизнесу.
Так, встатусе резидента ТОСЭР инвестор получает существенные льготы ипреференции. Вчастности, впервые пять лет инвестор неуплачивает налог наимущество, ав последующие пять лет его ставка снижена до1,1%. Налог наприбыль вчасти уплаты вфедеральный бюджет отменен напервые пятьлет, врегиональной части впервые пять лет онсоставит 5%, в последующие пять лет— 10%. Напериод десять лет отменен земельный налог, наэтотже период для инвестора снижены взносы вовнебюджетные фонды с30 до7,9%.
Сегодня резидентами ТОСЭР «Пикалево» являются два инвестора— кондитерская фабрика ООО«Ф. Скрупской» икопания «Питэк», которая реализует инвестиционный проект попроизводству термообработанной ипропитанной древесины поновейшей российской технологии. Нарассмотрении находятся еще несколько заявок отпотенциальных инвесторов «Пикалево». Кроме того, Ленинградская область направила заявку вМинэкономразвития России овнесении изменений вперечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых наТОСЭР действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Региональные льготы проверят наэффективность
Поправки вНалоговый кодекс РФ, принятые вдекабре 2018 года, ввели понятие «налоговые расходы публично-правового образования». Речь идет о выпадающих расходах бюджетов разных уровней, связанных спредоставлением налоговых льгот идругих видов преференций (по сборам, таможенным платежам, страховым взносам наобязательное соцстрахование) врамках различных мер поддержки. Оценка налоговых расходов должна проводиться ежегодно региональным правительством иучитываются при формировании основных направлений бюджетной иналоговой политики субъекта. Общие правила такой оценки виюне 2019 года были утверждены правительством РФ.Так, начиная с2020 года все налоговые льготы, которые предоставляют регионы имуниципалитеты, должны быть сведены вединые реестры (социальные, стимулирующие итехнические меры поддержки) суказанием общего объема, принадлежности кгоспрограммам ипрограммам субъектов, нормативных документов, наоснове которых они предоставляются. Эффективность льгот иих соответствие целевому назначению (то есть задачам государственных имуниципальных программ) будут оценивать кураторы— представители местных органов власти, ответственные заих предоставление (сведения предоставит ФНС). Неэффективные льготы, тоесть такие, бюджетный эффект откоторых окажется ниже расходов, предполагается отменять или заменять альтернативными мерами поддержки. Сверкой полученных сведений будет заниматься Минфин, онже будет оценивать соответствие льгот целям федеральных субсидий навыравнивание бюджетной обеспеченности, тоесть вслучае нерационального предоставления льгот дотационными регионами объем федеральных трансфертов может быть снижен.
Автор:
Нина Блейман.